Интернет-маркетинг

от Арсения Груздева

Как рассчитать рентабельность — ROI, примеры и инструменты

Как рассчитать рентабельность — ROI, примеры и инструменты
Содержание:
  1. Формула вычисления ROI:
  2. Маркетинговый ROI — ROMI
  3. Примеры расчетов
  4. Покупка малого бизнеса
  5. Сдача помещения в аренду
  6. ROI в интернет маркетинге
  7. ROI — прибыль от сделки
  8. ROI в ставках на спорт
  9. Бесконечный ROI
  10. Инструменты для расчета ROI

Один из основополагающих показателей для любого бизнеса.

ROI —return on investment или коэффицент возврата инвестиций. Показывает отношение заработанных денег к вложенным. Иными словами, насколько окупились инвестиции в бизнес.

Если коэффициент больше нуля (или больше 100%), то он характеризует прибыльность дела — получено больше, чем инвестировано. Если коэффициент меньше 0 (или меньше 100%) —убыточность, получено меньше, чем вложено.

Иногда РОЙ считают от 0, где отрицательные числа — убыток, а положительные числа — профит. Иногда считают от 100%, где числа <100% — убыток, а числа >100% — профит.

Для того чтобы подсчитать ROI в простом варианте требуются только три показателя:

  • Себестоимость. Стоимость единицы продукции (или услуги) — себестоимость, включающая все затраты на получение конечного результата.
  • Доход от реализации продукции (оказания услуг) — суммарная выручка от продажи.
  • Сумма инвестиций — общее количество денежных средств, вложенных в производство, реализацию, рекламу и т.д.

Формула вычисления ROI:

ROI = ( доход — себестоимость ) / сумма инвестиций

Эта формула считается самой простой и используется повсеместно. Обращаем внимание : первый признак опасного развития событий — отрицательное значение ROI, характеризующее недостаточный доход и превышение себестоимости над доходом. Отрицательное значение ROI показывает потери на каждый вложенный в дело рубль.

Часто требуется вычислить ROI за конкретный период деятельности. В этом случае формула немного усложняется:

Данная формула показывает доходность за период владения активом, другими словами – рост вклада за период.

Маркетинговый ROI — ROMI

Существует ещё один вариант показателя ROI, так называемый, маркетинговый ROI — ROMI, который учитывает основные затраты на производство и вычисляется по формуле:

ROMI = ( Валовая прибыль — Инвестиции в маркетинг ) / Инвестиции в маркетинг

При этом валовая прибыль вычисляется как разница между валовой выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

ROMI, равный 25, означает, что каждый рубль, потраченный на рекламу продукции, принёс доход в 25 рублей.

Характер формулы показывает, что значение ROMI может быть и отрицательным. Те же 25, но отрицательные, означают, что на каждом рубле, вложенном в рекламу, магазин терял 25 рублей.

Вариантом ROMI является индекс соотношения расхода к доходу — MRE, на который больше ориентируются владельцы бизнеса и отделы маркетинга.

MRE = Затраты на маркетинг за какой то период / Доход за тот же период

Примеры расчетов

Здесь рассмотрим на конкретных примерах, как рассчитывать ROI. Для облегчения понимания опущу большинство нюансов, которые вы должны будете учитывать. Бизнес у меня работает без простоя и казусов, реклама работает сразу, товар не требует ухода, не учитываю инфляцию, налоги и тому подобное.

Покупка малого бизнеса

Есть предложение покупки готового бизнеса со следующими вводными: цена бизнеса — 150000, расход — 60000, оборот в месяц — 100000. Из этого следует, что расчет ROI за год будет выглядеть так:
(100000-60000)*12/150000=320%

Выглядит великолепно, но не забываем про то, что это идеальный расклад. По факту, нам нужно будет учесть сезонность, налоги и прочее прочее. Точно можно будет посчитать уже по пройденному периоду времени.

Допустим, если это бизнес продажи напитков, то май-сентябрь будет более прибыльным и, например, в этот период вводные данные такими и останутся, а вот в остальное время года будет таким — расход — 50000, оборот — 60000, то тогда рассчитываем так: ((100000-60000)*5+(60000-50000)*7)/150000=180%
Тоже неплохо, но уже совсем другая ситуация.

Сдача помещения в аренду

Рассмотрим пример с покупкой помещения под аренду, в ином случае читайте далее про бесконечный ROI. Допустим, хотите вы купить квартиру, место в торгушке или же отдельное здание за сумму X и сдавать в месяц за сумму Y. Вводные: X=1000000, Y=15000. Если покупка происходит без кредита, то за год расчет такой: 15000*12/1000000*100%=18%

То есть через 5,6 лет (100/18) вы выйдете в чистую прибыль.
Если вы покупаете в кредит, появляются новые вводные: стартовый взнос, ежемесячный платеж, срок. Допустим, берем кредит на 10 лет, стартовый взнос 500000, ежемесячный платеж 12000. То получаем такую формулу:
(15000-12000)*12/500000=7,2%

То есть это равносильно тому, что вы вложите 500000 под 7,2% годовых, а спустя 10 лет это помещение будет просто печатать деньги. Опять же, звучит прекрасно, но не забывайте, что я не учитывал содержание помещения или коммунальные услуги и это при условии сдачи в арену 365 дней в году.

ROI в интернет маркетинге

ROI для интернет-маркетинга это коэффициент эффективности затрат на проект. Это помогает выявить слабые места, увидеть как по факту работают ваши вложения в сотрудников, в рекламу и в монетизацию в целом. Например тратите в месяц 10000, получаете 15000, считаем по формуле: 15000/10000*100%=150%

ROI — прибыль от сделки

Подходит для Интернет-магазина, арбитража трафика, перепродажи. Для расчета ROI для прибыли со сделки нужно учесть стоимость приобретения клиента, себестоимость и доход. Вычисление стоимости приобретения клиента — это отдельная тема, если вкратце, то нужно разделить все расходы (реклама, сотрудники и т.д.) на общее количество клиентов в месяц. Допустим в месяц вы продаете 100 товаров по 2000 рублей, себестоимость товара 500, 1 клиент обходится вам в 1000, тогда ваша формула будет выглядеть так:
100*(2000-500)/(100*1000)*100%=150% Часто, эффективным является расчет для отдельного товара/услуги в сравнении. Например, продаете вы футболки. Рассмотрим табличку ниже и рассчитаем по ней ROI

Как рассчитать рентабельность — ROI, примеры и инструменты

  1. ((200-95)*10)/1000*100%=105%
  2. ((250-100)*11)/1000*100%=165%
  3. ((350-105)*8)/1000*100%=196%

Исходя из расчетов, можно понять, что хотя футболок с надписью продалось больше, но ROI от футболок с принтом на порядок больше. Следовательно, имеет смысл, распределить рекламный бюджет и направить больше средств именно на рекламу футболок с принтом.

ROI в ставках на спорт

Для многих азартные ставки это не просто развлечение, но еще и бизнес. Значит, как и для любого бизнеса, имеет смысл определять свой ROI на ставках. Принципы все те же, отношение прибыли к затратам. Причем расчет ROI на короткой дистанции не имеет никакого смысла, нужны сотни ставок. Профессионалы этого азартного дела всегда ставят одинаковые номиналы, а при необходимости делают удвоение/утроение. Делается это для простоты расчета своей статистики. Рассмотрим пример расчета на пяти ставках:

1000=1200, 1000=1300, 1000=0, 2000=3700, 1000=0. Простой подсчет дает нам понять, что сумма ставок составила 6000, а сумма выигрыша 6200.

6200/6000*100%=103% из этого следует, что ROI этих 5 ставок 103%, то есть игрок в плюсе на 3 процента.

Бесконечный ROI

Что такое бесконечный ROI и как он образовывается? Бесконечный ROI получается когда мы получаем прибыль без затраты своих средств. Если взглянуть на формулу подсчета то становиться понятно, что если любое число разделить на 0, то получится бесконечность. О боже! Делить на 0 нельзя! Слышу крики гуманитариев, но в высшей математике есть такое понятие, как число бесконечно стремящееся к нулю.

Кроме очевидных примеров, можно отметить, что нередки случаи бесконечного ROI выбранного промежутка времени.

Инструменты для расчета ROI

Если вы хотите автоматизировано считать ROI в вашем бизнесе — используйте сервисы для сквозной аналитики.

Строить прогнозы и играть в цифры можно с помощью ROI-калькуляторов:

Добавить комментарий