Кто такой продукт-менеджер?

Кто такой продукт менеджер

Начать стоит с того, что в различных компаниях на продукт менеджера могут накладываться совершенно разные обязанности. Где-то продукт менеджер углублен в коммуникации с клиентами, где-то в маркетинговые процессы. Все это зависит от компании и от продукта, с которым работает PM.

Продукт менеджер. Он же продакт или продукт менеджер, он же PM или просто «продукт».Человек, анализирующий рынок и конкурентов, составляющий бизнес-модель, работающий вместе с дизайнерами, разработчиками и маркетологами, организует процессы, ведет постоянный диалог с клиентами, приоритезируя их желания для внедрения в продукт, обеспечивает работу Agile-методологии в компании, презентует результаты. При этом, он отвечает головой за результат и ни кем не управляет :)  Продукт похож на директора по степени ответственности и по количеству процессов в компании, к которым он имеет отношение.

Product Manager  отвечает за успех продукта, за выполнение поставленных перед командой или проектом KPI.

Важно! Продукт менеджер никем не управляет и ни кого не менеджерит. Продукт менеджер — связующее звено, хаб внутри членов команды или отделов и буфер между ними и конечными пользователями.

Что делает продукт-менеджер

Вот примерный список дел, которыми может заниматься продукт менеджер в течении своего рабочего дня:

  • Отслеживание новостей в индустрии
  • Анализ нововведений конкурентов
  • Аналитика метрик продукта: маркетинговые и бизнес показатели
  • Организация и проведение митингов внутри команды
  • Написание технических заданий и спецификаций, user stories
  • Проведение customer interview
  • Планирование спринтов
  • Встреча с другими PM / дизайн-командой / data-sciense специалистами
  • Презентация метрик продукта перед руководством
  • Встречи с новыми сотрудниками

Какие бывают продукт менеджеры

Поделим всех PM по типам продуктов, с которыми они работают:
(Вот статья для тех, кто не очень понимает, что такое B2B и B2C)

  • B2C продукт-менеджер
    Примеры B2C продуктов: Facebook, SoundCloud, Vkontakte. Характеризируется огромным количеством конечных пользователей.
    — Высокая ответственность (пользователей то очень много:)
    — Многоплатформенность продукта: веб, Android, IOS и т.д.
  • B2B продукт-менеджер
    Работа с продуктами в B2B секторе. Часто это SaaS-платформы. Например: CRM-система, хостинг, онлайн-чат для владельцев сайтов…
    — Прибыль в приоритете
    — Жесткие дедлайны
    — Небольшое количество конечных пользователей продукта
  • Внутренний продукт-менеджер 
    Отвечает за успех во внутренних продуктах компании. Такими продуктами могут быть: интранет-портал, кастомная система работы с данными, или любой другой софт использующийся внутри компании. Клиенты — коллеги, сидящие в соседнем кабинете.
    — Небольшое количество конечных пользователей продукта
    — Часто, работа на стыке продукт и проект менеджмента

В чем разница между продукт менеджером и проект менеджером

Продукт менеджер — отвечает за создание нового продукта или вывод этого продукта на рынок.
Не имеет четких задач и определяет их самостоятельно в зависимости от поставленных KPI. Иными словами, методы достижения KPI никак не регламентированы.

Проект менеджер (он же project manager, проджект менеджер и т.д.) — отвечает за проведенре процесса, результат процесса обычно известен заранее.
Чаще всего имеет заданные рамки: конкретизированные сроки и бюджет на проект, они спускаются к нему свыше.

Еще одно понятие — Product Owner. Это менеджер продукта в методологии управления проектами SCRUM.

Где учиться на продакт менеджера?

Рекомендую посмотреть информацию о курсах PM в различных школах для лучшего понимания специализации, и навыков, которые необходимы для данной работы.

На мой взгляд должность идеальная для тех, кто планирует в переспективе уйти в создание собственных проектов. Потому что для того, чтобы стать хорошим PM нужно иметь представление о дизайне, и о разработке, и бизнесе и о маркетинге. Продукт менеджер — это такой многоурокий умелец, с превосходными софт-скиллз, помогающими ему организовывать процессы между членами команды, другими командами, клиентами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: