Какой интернет-магазин открыть

Какой интернет-магазин открыть?

Хотите открыть интернет-магазин, но не можете выбрать нишу? Эта статья поможет вам определиться и найти самое перспективное направление. Мы вместе проанализируем каждую идею по списку параметров и выберем победителя. После проработки таблицы из статьи, у вас появится понимание дальнейших действий. Останется только поверить в неизбежный успех и запустить интернет-магазин :) Для начала нам нужны ваши идеи…

Что делать, если нет идей?

Что делать если нет идей

Не страшно. Идеи витают в воздухе.  Нужно выписать как можно больше различных вариантов интернет-магазина. Не обращайте внимание на сомнения, сейчас больше — значит лучше. Я дам некоторые наводки, где можно подчерпнуть идеи и вдохновение:

  • Ваш брат, папа, кузина, друг детства или другой родственник/знакомый занимается бизнесом? Поговорите с ним, узнайте подробности. Такие люди могут стать вашими поставщиками. Ну или как минимум, дать ценный совет.
  • Полистайте китайские торговые площадки AliExpress, Alibaba, Taobao. На них очень много товарных категорий, необычных, оригинальных, а иногда и инновационных товаров.
  • Есть ли в вашем городе оптовые базы? Наверняка есть. Звоните, узнавайте цены, задавайте вопросы: какие новинки, что сейчас пользуется спросом, на каких условиях можно начать работу.
  • Подумайте о собственных хобби и сферах интересов.
  • Тренды. Стоит посмотреть вокруг себя и можно увидеть много популярных, трендовых товаров. С этим способом стоит быть аккуратнее. Есть риск сделать «однодневный» интернет-магазин. Как только тренд закончится, магазин придется закрывать.
  • Исходите из собственных потребностей. Вы хотели купить какой-то товар в своем городе и не смогли его найти? Остались недовольны ассортиментом или сервисом?
  • Исходите из собственных возможностей. У вас есть какие-то полезные контакты, шанс закупить большую партию товара по очень низкой цене, вы часто бываете в Финляндии и т.д.

Организуйте мозговой штурм в одиночку или с партнером/командой. У вас должен получиться список идей товаров для интернет-магазина.

Теперь давайте оценим каждую по пунктам. Но перед этим, дадим слово закону.

Легальность.

Легальность

Интернет-магазины вейпов, кальянов и всего, что связано с курением, алкоголем, реплики и копии товаров известных брендов, человеческие органы и так далее (вот полный перечень от Тинькофф банка). С такими товарами могут возникнуть проблемы. Начиная с отсутствия возможности рекламироваться в Яндекс Директе, заканчивая блокировкой домена Роскомандзором. Обязательно изучите законодательство страны, в которой открываете магазин. Если придется получать лицензии/сертификаты — учитывайте это при составлении таблицы и в своем финансовом планировании.

Окей, с вопросами легальности разобрались. Вернемся к перечню идей. Конечная задача — оставить самый перспективный вариант. В таблице ниже я привел наиболее важные критерии по которым стоит оценивать будущий проект.

Таблица сравнения идей:

Идея 1 Идея 2 Идея n
Мне нравится
Экспертность в сфере
Объем рынка
Конкуренция
Масштабируемость
Логистика
Поставщики
Стоимость входа
Прибыль
Клиенты возвращаются

Для каждой идеи магазина нужно будет проставить от 1 до 3х баллов:

1 — плохо
2 — нормально
3 — хорошо

Такую таблицу можно использовать не только для выбора ниши интернет-магазина. Можно приспособить ее к абсолютно любому онлайн/офлайн проекту. Или к выбору девушки, например.

Давайте разберемся, что значит тот или иной пункт. Каждому из этих пунктов можно посвятить отдельную статью. Сейчас мы проведем краткую экскурсию, чтобы помочь проставить объективные цифры в ячейках.

Нравится ли ниша?

Нравится ниша

Все может быть очень здорово по перспективам, расчетам прибыли и так далее. Но если интерес и желание действовать вас оставят через два месяца работы над проектом, будет обидно. Зарабатывать деньги можно на чем угодно, главное, чтобы вам это нравилось. Тогда интернет-магазин действительно сможет вырасти в крупную компанию с долгосрочными амбициями. Если идея вас не зажигает с самого начала, она обречена на гибель.

Экспертность в выбранной сфере.

Экспертность в выбранной сфере

«Я бы очень хотел продавать беспилотные летальные аппараты, но я ничего в них не понимаю.» Как вы будете определять ассортимент, общаться с поставщиками, консультировать клиентов, создавать конкурентоспособные акционные предложения…? Конечно, можно нанять профессионалов и положиться на них. И даже, если у вас есть для этого деньги, учтите, что профессионалами нужно будет компетентно руководить.

Это не значит, что придется забыть о продаже беспилотников. Это значит, что нужно будет стать экспертом. Инвестировать в это силы, время и финансы. Как ставить балл в таблице? Чем глубже уровень знаний — тем больше цифра. Если вы дилетант во всех подобранных идеях, пусть балл будет характеризовать объем инвестиций в обучение: чем больше времени и денег, тем меньше цифра.

Объем рынка.

Объем рынка

Спрос в целевом регионе или регионах. Нужно изучить рынок и понять, есть ли здесь люди, которые будут у вас покупать в достаточной объеме. Какой потолок по объему продаж. Очень и очень важный пункт. От него зависит, насколько правильно будет рассчитана конкуренция и масштабируемость в следующих разделах. В отдельной статье посмотреть источники данных для правильного анализа e-commerce рынка.

Конкуренция.

Конкуренция

Данная характеристика находится близко к объему рынка. Обычно (но не всегда), чем больше рынок, тем больше конкурентов. Не обязательно большое кол-во интернет-магазинов в нише смертельно опасно. Конкуренты могут быть хилыми, а их интернет-магазины далекими от совершенства.  Так и оценивайте. Чем меньше конкурентов и чем они слабее, тем выше балл. Самый простой способ найти конкурентов — посмотреть поисковую и рекламную выдачу.

Масштабируемость.

Масштабируемость

Мы прикинули объем рынка, проанализировали конкуренцию, решили какую долю сможем занять. Поработали и заняли. Что делать дальше? Куда расти? Выход в другие регионы, на зарубежные рынки, расширение товарного ассортимента, производство собственного продукта… Ответы на эти вопросы могут быть разными. Чем они убедительнее и яснее — тем выше балл в таблице.

Поставщики

Поставщики

Откуда возьмется товар? Пролистайте статью вверх к источникам идей для интернет-магазина. Там же можно и заказать товар. Я немного дополнил список для этого раздела:

  • Родственники, друзья, знакомые
  • Китайские торговые площадки
  • Оптовые склады в городе
  • Собственное производство
  • Стать партнером производителя

Отдельно можно упомянуть партнерские программы. Если вы умеете привлекать трафик и находить клиентов, можно начать работать с чужим магазином. Отправлять заказы к нему, получать комиссию с продаж. Сюда же относится работа по дропшиппингу, когда поставщик берет на себя все логистические вопросы. Такие схемы проще для старта, но они могут оказаться нерентабельными.

Чем проще вам будет найти и получить товар в подходящем объеме за подходящие деньги, тем выше балл в графе «Поставщики». Если вы предвидите сложности (тяжело доставить, дорого, несговорчивый производитель, вообще не нашли поставщиков и т.д) — цифра ниже.

Логистика

Логистика

Магазину нужен будет склад или пункт выдачи. Или склад и пункт выдачи. Насколько легко будет их найти, сколько будет стоить открытие и аренда? Чтобы продавать автомобили, нужен красивый автосалон. Чтобы продавать б/у автозапчасти, достаточно пяточка у свалки. Какие каналы доставки вы планируете задействовать? — Авиа, ЖД, море, курьерская доставка, Почта  России. Возможно, в вашем городе есть сервисы и службы курьерской доставки вроде СДЭК. Чем меньше издержки на логистику — тем выше оценка.

Если вы открываете интернет-магазин в Санкт-Петербурге или Москве, можете сразу ставить 3/3 каждому проекту. В этих городах работает сервис Яндекс Доставка.

Стоимость входа

Стоимость входа

Суммарная стоимость открытия интернет-магазина. Нужно посчитать, сколько денег и времени потребуется на запуск. Что считать?

  • Разработка и поддержку интернет-магазина.
  • Контент: фотографии товара, описания, обзоры
  • Расходы на разработку и ведение рекламных кампаний
  • Логистические расходы
  • Расходы на персонал
  • Добавьте пункты самостоятельно….

Чем легче и быстрее запуск интернет-магазина, тем выше цифра в оценочной таблице.

Прибыль

Прибыль

Очень простой для понимания, но сложный для расчета пункт. Подсчитайте, какая идея принесет вам больше прибыли. Здесь потребуются цифры объема рынка, предполагаемое кол-во продаж на этом рынке, расходы и так далее. Нужно составить простую финансовую модель интернет-магазина и на основании нее сделать вывод. Больше денег — больше балл!

Клиенты возвращаются

Клиенты возвращаются

На какой показатель возврата клиентов можно рассчитывать? Если у магазина одноразовые продажи — это плохо. Если единожды привлеченный клиент будет покупать годами — это хорошо. Очень важный пункт. После таблицы не забудьте проанализировать детали в финансовом плане. Можно прибегнуть к метрикам LTV, Churn Rate, ARPU и другим красивым словам.

И что дальше делать с этой таблицей?

Что делать с таблицей

Поздравляю! Мы проанализировали все идеи и выявили фаворитов. Их может быть несколько, или может остаться один явный победитель.

Если вариантов осталось несколько, то какой интернет-магазин лучше открыть? Я предлагаю еще раз пройтись по таблице и проанализировать все параметры более пристрастно. Можно пригласить к анализу и обсуждению 3и лица.

Что делать дальше зависит целиком от вас. Я бы прописал бизнес-план, процессы и детализировал финансовую модель. Тогда получится четкий конкретный план действий в цифрах.