Меню

Почему в СССР выпускали все, но были очереди, а сейчас наоборот?

Большинство граждан, кто успел застать времена Советского Союза, должны помнить постоянные очереди, дефицит различного товара и продукты из-под прилавка. Конечно, такое было не всегда, но большую часть времени существования СССР, подобные проблемы возникали. При этом власти заверяли, что страна выпускает все продукты и товары в полном объеме.

В чем же была реальная проблема? Сегодня Россия большую часть товаров закупает за границей, и никаких проблем с поставками нет, даже в условиях очередных санкций.

Статистика и реальная жизнь

Наши мамы, отцы, бабушки и дедушки помнят то время, когда на прилавки «выбрасывали» дефицитный товар, за которым сразу образовывалась очередь. Люди, даже не зная, что продают, становились в очередь – дефицит, есть дефицит. Так сформировалось много шуток и различных карикатур не данную тему.

Причем дефицитными товарами, часто становили продукты питания, которые «якобы» производили в полном объеме. Например, сливочное масло, оно часто пропадало с прилавков, хотя власти заверяли, что объемы производства превышают аналогичные в США.

Конечно, все красиво было на бумаге, но забывали про овраги. Если обратиться к официальной статистике, которую редко показывали рядовым гражданам, проблемы были всегда. Причем большую часть именно с продуктами питания. В Союзе не была создана полноценная система хранения, транспортировки и переработки. Более 40% сельскохозяйственной продукции просто пропадала. Проблема дефицита была напрямую связана с плохо налаженными поставками. Магазины попросту придерживали продукты, чтобы обеспечить действующие нормативы. Причем нарушение нормативов каралось лишением премиальных и штрафами. Продукты питания выбрасывали в полном объеме, только с уверенностью, что все нормативы по запасам будут выполнены.

Также не стоит забывать, что экономика страны была плановой. Практически никто не учитывал меняющиеся потребности населения – есть план, его нужно выполнить, а дальше чиновникам неинтересно. Стоит отметить, что в 70-х годах возник серьезный излишек денежной массы, практически в 4 миллиарда рублей. Проблема усугубилась, когда темпы роста зарплаты в два раза превысили расходы населения. Получилось так, что производство было меньше, чем люди могли покупать – опять же проблема плановой экономики!

Стоит отметить, что при формировании планов для регионов, никто не учитывал особенности. Например, в Средней Азии можно было свободно купить любые книги (кто был, тот вспомнит), а в Москве приходилось их покупать с рук. Такая же ситуация происходила в Прибалтике, где были любые колбасы и сыры. Власти попросту закручивали гайки, выполняли планы и отчитывались, не учитывая потребности населения.

Все это вместе приводило к постоянному дефициту продуктов питания и товаров. Кроме того, работали только государственные компании, которые не могли в полной мере обеспечить населения всеми необходимыми продуктами и товарами общего потребления.

 

9 июня 202068 комментариев
  1. Василий Ершов

    09.06.2020 | 21:09

    Это не проблемы неодушевлённой плановой экономики, это результаты бессознательной или сознательной политики конкретных людей, направленные на дискредитацию этой самой плановой экономики и социализма с целью присвоения всего общественного богатства узкой группой лиц. Такая экономическая политика была поддержана на полубессознательном уровне «исторической общностью людей» советским народом, каждым его человеком из скудоумного желания нажиться на покупке каждого конкретного дефицитного товара. Ведь при каждой покупке такого товара разница между ценой спроса — предложения и государственной ценой забирается в карман покупателя. Поэтому жадный народ в целом был не против дефицита — за что и поплатился (как обезьянка сунувшая лапку в выдолбленную тыкву с приманкой, из жадности не смогла разжать кулак, и стала добычей ловчего).

    Ответить
    • Валерий Ершов

      05.07.2020 | 17:25

      Вася не совсем ,так ,но близко к истине. Ты больше технарь чем экономист ,потому у тебя и мышление соответствующее.

      Ответить
    • Валерий Ершов

      05.07.2020 | 17:27

      Вася не совсем так ,но близко к истине. Ты больше технарь чем экономист,отсюда и не совсем точные выводы.

      Ответить
    • Молись и кайся

      16.08.2020 | 15:11

      Эти проблемы сопровождали плановую экономику с ее возникновения и вместе с ней исчезли. Так что это ее проблемы.

      Ответить
    • Юрий Михайлович Харитонов

      16.08.2020 | 18:56

      Не следует фарцовщиков и спекулянтов называть народом. СССР прожил трудную и светлую жизнь. Видел я эти очереди и людей этих видел, для которых брюхо важнее разума. Поверхностные суждения о жизни в СССР очень модны пока не проснулся разум. Кооперативное движение(теперь это называют бизнесом почему-то) в СССР после решения, принятого под давлением неграмотного и хитрого Хрущёва почило в бозе и началась эпоха так называемых «цеховиков». Это головная боль ОБХСС. Эти «цеховики» готовили возникновение полноценной мафии, которая окончательно оформилась в СССР при принятии полусухого закона Горбачёва-Герострата. И понеслось.
      Нас не обидела природа,

      Судьбой назначены творить.

      А мы воруем у народа,

      Хотя должны ему дарить.

      Народ, как море, тих и светел,

      Живет в неведеньи глухом.

      Но, если вдруг подует ветер,

      Держись приятель, грянет гром.

      Шипя и матерно ругаясь,

      Помчаться грозные валы

      И, бестолково кувыркаясь,

      В пучину канут короли.

      Промчится вихрь, утихнет море

      И вот, уже который раз,

      Закрыв глаза на боль и горе,

      Народа лоно примет нас.

      до 80 г.

      Ответить
      • Василий Ершов

        23.08.2020 | 17:39

        Вы к сожалению не внимательно читали:
        «… Ведь при каждой покупке такого товара разница между ценой спроса — предложения и государственной ценой забирается в карман покупателя. Поэтому жадный народ в целом был не против дефицита — за что и поплатился (как обезьянка сунувшая лапку в выдолбленную тыкву с приманкой, из жадности не смогла разжать кулак, и стала добычей ловчего)».
        Источник: https://gruzdevv.ru/articles/ussr/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

        Ответить
  2. Андрей

    09.06.2020 | 21:49

    Население сдавало ТОННЫ продукции — какие только государственные компании. А с распределением что сейчас вопрос стоит через задницу что тогда так же было. Где сейчас купить НОРМАЛЬНЫЕ товары без добавок и химии? Да нигде — только у знакомых, и то не у всех.

    Ответить
    • Сергей

      28.06.2020 | 21:17

      Это только для одного человека ТОННА много… А в пересчёте на 250 млн. человек это 0,004 грамма. Немного. :-)

      Ответить
    • Дмитрий

      03.07.2020 | 01:05

      Согласен, я за более-менее нормальной колбасой сейчас хожу почти за два километра(я не могу есть другую) — ценник у неё 400-450р за вареную, про полукопченую вообще молчу, это как раньше сходить на рынок, или в коопторг — но ведь все внезапно не знают, что это такое вообще)))
      Все обсирают СССР, но вот про рынки забитые мясом молчек, про коопторги не знают — кто эти люди? Еще у них там З\П 120р, на нашем заводе столько уборщица только может и получала.

      Ответить
      • Александр

        12.08.2020 | 19:32

        А где это были рынки, забитые мясом? На рынках были те же колхозные ларьки, только ценой в 2-2,5 раза выше государственной. И выбора не было и качества. А торговцев рыночных (в смысле базарных, как сейчас) тогда не было вообще. Человек, который постоянно торгует на рынке по советским законам объявлялся тунеядцем и подлежал уголовной ответственности — в тюрьму сажали тех. кто не был занят целый день на государственной работе. И второе, зарплата уборщицы была 70 рублей, 120 получал врач после 5 лет стажа.

        Ответить
        • Алекс Ж.

          07.09.2020 | 20:56

          Я лично получал 600-750р на руки, т.е. после вычета всех налогов, работая в горячем цеху на ваннах. Не надо всех мести под одну метлу, кто хотел зарабатывать тот зарабатывал, кто хотел просто грести деньги ничего не делая, тот и получал соответственно. Так было тогда так происходит и сейчас, вот и вся экономика. И не надо спихивать на государство, которое якобы не заботится о своём народе, это просто глупые отговорки для тех кто всегда ждёт манны небесной, считая что она должна его осыпать только потому, что он имел честь появиться в этом мире.

          Ответить
    • Василий Ершов

      23.08.2020 | 17:40

      Верно!

      Ответить
  3. Игорь

    10.06.2020 | 06:11

    Статья однобокая, ну а сейчас как автор? Полки магазинов ломятся от товаров в блестящей упаковке дерьмового качества, Россия превратилась в большую помойку из китайского ширпотреба и прочего дерьма.В СССР да имел место дефицит товаров и была плановая экономика,но не было безработицы и повальной нищеты,и еще интересно,а что производит на современная Россия ?

    Ответить
    • Андрей

      15.06.2020 | 21:05

      Не было безработицы говорите да,как таковой её не было люди ходили на работу но смысла от некоторых людей просто не было ,зарплату получали а отдачи никакой.Либо нерентабельная отрасль тянула деньги с других областей только лишь для поддержания занятости населения что отчасти создавало дыры в бюджете.

      Ответить
      • fox

        07.07.2020 | 09:10

        «люди ходили на работу но смысла от некоторых людей просто не было ,зарплату получали а отдачи никакой» А сейчас «офисный планктон» от безделья гонки на креслах устраивает

        Ответить
        • иларун

          13.09.2020 | 13:55

          этого балбеса автора я бы взял с собой в шахту- пусть бы он мне показал на того, кто без дела получал деньги.И пусть ещё мне скажет какие депутаты без дела получают деньги- советские, которые были все из рабочих и собирались раз в пять лет и не имели ни машин ни охрану ни служебное жильё, которое потом им и остаётся, или нынешние, которые или спят в думе или кидаются тортами и дерутся, как проснутся нажмут на кнопку за тех, кого нет там вовсе, зар. платы заоблачные, каникулы всё лето а зимой две недели рожд. праздники, чтобы ездить в Европу, у которых неприкосновенность и ничего путёвого кроме как в рот смотреть президенту и поддакивать ещё не придумали.

          Ответить
      • Виктор

        30.07.2020 | 08:14

        Андрей!Ерунду не городи,что ходили на работу без смысла. Ходили и все работали по сменному заданию,которое, как правило, выполняли.Ни кто не платил в СССР только за выход,а сейчас платят.Дефицита не было ни какого в товарах первой необходимости и продуктах,и все он были отечественного производства,а сейчас на 60% импорт,в т.ч одноразовый и эрзац. Убери импорт,иголки не купишь,и улицы опустеют,не будет пробок.

        Ответить
      • павел

        11.08.2020 | 22:43

        а вот вы не правы ,дыры в экономике были по причине мирового коммунизма ,ссср кормил всю африку и южную америку да и ближний восток. И ни дерьмом как сейчас нас .. если бы СССр кормил бы себя один, еще не известно кто бы жил лучше, СССру не хватало мелкой частной мелкой предпринимательской деятельности.

        Ответить
    • Alex41

      18.06.2020 | 08:28

      Кто-же в ссср тормозил развитие и производство всяких товаров а китай производит и продаёт-не нравится не берите берите хорошее советское если найдёте и хватит свистеть надоели уже кормите заграницу и кормите…

      Ответить
    • Александр

      22.06.2020 | 23:50

      Игорь, при всем дефиците мы могли себе купить все необходимое. Даже откладывали деньги на покупку кто машин, кто мотоциклов. Даже городские жители зачастую имели огороды. При всем дефиците общепит был доступен всем. Вспомнить хотя бы стоимость обедов в столовых. Или стоимость пирожков на улице. У меня папа как инженер получал 180 рублей, мама радиомонтажницей получала 120 рублей, а бабушка на пенсии получала 60 рублей. На семью из 4 человек получалось 360 рублей. Этого хватало на квартплату, на питание на всю семью, мне на обеды и пирожки в школе, ещё оставалось мы откладывали. Обед в столовой на 1,2 рубля мама сама говорила что брала 1,2, салат, хлеб, чай и маленькую шоколадку. То есть более чем полноценный обед по сегодняшним меркам. При этом всем отец увлекался походами, был туристический клуб в городе. Он ходил в походы не только по области, но по стране в целом. Он и меня с собой брал. Это было золотое время. Я помню и на Алтай мы сходили. Спускались по Абакану на тримаранах. Там я помню эти кедры вековые которые трое взрослых не могли обнять руками. Сколько шишек мы насшибали с них, сколько кедровых орехов мы там поели. Это все отсталый СССР. А сейчас в «золотой» России я и часть этого не могу себе позволить. Так что я согласен с тем что статья более чем однобокая,она скорее по заказу.

      Ответить
      • Андрей

        16.09.2020 | 12:46

        Давайте посчитаем: 360 руб Ваша семья из 4х человек зарабатывала в месяц. Обед, как Вы пишите, в столовой стоил 1,2 рубля. 360 руб. делим на 4 чел., затем делим на 30 дней. Получаем по 3 рубля в день на человека. 3 рубля делим на 1,2 и получаем 2,5 обеда в день на человека!!!! Да Вы жировали, ёпт…

        Ответить
    • Александр

      23.06.2020 | 00:06

      Стоит отметить, что в 70-х годах возник серьезный излишек денежной массы, практически в 4 миллиарда рублей. Проблема усугубилась, когда темпы роста зарплаты в два раза превысили расходы населения. Получилось так, что производство было меньше, чем люди могли покупать – опять же проблема плановой экономики!
      Источник: https://gruzdevv.ru/articles/ussr/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr
      Опять же это однобокий взгляд автора статьи. Лучше пускай у меня будут деньги на покупку товара, даже его пока нет. Но хуже когда товар есть, а денег нет. Это тоже надо рассматривать как дефицит. При чем более жесткий чем при СССР. Что толку от заваленных прилавков, если нет на это все денег. Это тоже форма дефицита.

      Стоит отметить, что при формировании планов для регионов, никто не учитывал особенности.
      Источник: https://gruzdevv.ru/articles/ussr/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr
      Вот тут я в корне не согласен с автором. По одной простой причине что была не только плановая экономика, но также и экономика распределения. По этому в тех областях где нет ресурсов строились заводы, туда завозились материалы и начинали производство. Взять хотя бы Московскую Область какими она такими ресурсами располагает чтобы иметь столько производства в масштабах страны? Там заводов как собак нерезанных, как .овна за баней, а ресурсов она столько не имеет. Вывод очевиден туда завозят материалы и организовывают производство. Это только касаемо Московской области. Есть ещё и другие примеры если копнуть. Поэтому сваливать все только на плановую экономику — это все равно что смотреть на мир только одним глазом.

      Ответить
      • Сергей

        28.06.2020 | 21:33

        «… была не только плановая экономика, но также и экономика распределения…».
        ——————
        Что, простите, было? У меня в конце 80-х сын родился, жена никак не могла ему на зиму тёплый комбинезон купить. А я поехал в Узбекистан в командировку; там рядом с заводом увидел в магазине отличные детские тёплые комбинезоны. ВСЕ РАЗМЕРЫ от 28 до 40. Нужно было ехать на переговорный пункт, позвонить домой жене узнать размер. Попросил продавщицу временно отложить 2 размера… ВДРУГ РАЗБЕРУТ. Она рассмеялась: «Они у нас уже 3 года лежат».
        Так что «экономика распределения» была великолепна. Комбинезон, кстати, оказался ОЧЕНЬ ТЁПЛЫМ, ребёнка в нём вплоть до минус 25 спокойно вывозили. И почему узбеки не покупали? Ума не приложу! :-)

        Ответить
        • Николай

          31.08.2020 | 01:23

          Сергей! Весь этот бред, который ты написал, происходит из-за того, что ты просто салажонок!!! Ты как будто х… с пальцем сравнил!!! Конец 80-х это уже не Советский союз! СССР был до «горбатого», т.е. до 85 года. Но доля истины в твоих словах есть. В РСФСР население жило хуже всех в Союзе….

          Ответить
      • Рома

        20.08.2020 | 08:07

        Автор.не сказал,что продукты были настоящие по этому и портились быстро.сегодня же химия не портится.своего ничего не выпускаем все из за бугра.

        Ответить
    • александр

      29.07.2020 | 15:26

      Как обычно, автор тупо забывает о разрушенной войной экономике, когда пол-России восстанавливали из руин, а «побежденный» Запад отстраивался на амерские бабки по плану Маршала.

      Ответить
  4. Юрий

    12.06.2020 | 21:21

    А сейчас разве не все выпускают в РФии ? сейчас и вовсе — все мировые бренды у нас делают! Раньше Совковия передерала все у мировых капиталистов и выпускала у себя под видам своего! потому что СССРия противостояла мировой рыночной экономике, хотела свергнуть мировой рыночный капитализм. . А сейчас РФия все же субъект мировой экономики, вы посмотрите — у людей сейчас есть — все товары, которые в Совдепии были дефицитом. Проблема у всех одна сейчас — денег недостаточно. Но в СССР тоже было много людей кто получали низкие зарплаты — 70- 100 руб — и очень бедно тогда жили!

    Ответить
    • Андрей

      01.07.2020 | 10:52

      Юрий, уберите с прилавков весь импорт. И фактически все опустеет. Кое где пропадут и прилавки (т.к. импортные)

      Ответить
      • Александр

        31.08.2020 | 11:48

        Молодец Андрюха,так держать.

        Ответить
    • иван

      01.07.2020 | 13:48

      а что ты видел сейчас у нас выпускают?Покупают китайское,наклейку лепят,и продают как отечественное.Галоши и те китайские у нас.Нечем у нас уже что то выпускать,всё разрушено.Разве что с китайских узлов у нас в подсобно-гаражном производстве китайские джили.

      Ответить
    • Вячечеслав

      29.07.2020 | 19:33

      Почему многие забывают прибавить к этим к 100-150 рублям….как минимум ещё 200 руб…..так как получали квартиры…дачные участки…высшее образование совершенно бесплатно…и получается совсем неплохой доход…..

      Ответить
  5. ветеран труда

    12.06.2020 | 22:56

    произошла переориентация ценностей и системы расходов внутри семьи ..при многократном падении доходов ,процент расхода семьи на продукты питания вырос многократно,аналогично произошло и с коммунальными платежами ,медициной и образованием идетским воспитанием…произошло системное переформатирование расхода бюджета семьи..именно увеличение дохода граждан и не успевание за ним производство товаров народного хозяйства и создавало дефицит ..рынок был закрыт от проникновения извне деньги не выкачивались за бугор ,уровень дохода рос,в нишей стране полки забиты,даже в либерии полки супермаркетов ломятся от изобилия…

    Ответить
  6. Обезьяна старая и мудрая

    13.06.2020 | 06:30

    В СССР логистика была совершенно никакая. Поэтому жители всех городов кроме Москвы одевались одинаково, носили одинаковую обувь, имели одинаковую мебель — то, что местные фабрики производили. Я в молодости работал в шараш-монтажке. Было в такой работе большое преимущество, что можно было купить что-то обыкновенное в другом городе, но недоступное в твоём.

    Ответить
  7. Юрий

    13.06.2020 | 20:45

    Хожу в один и тот же магазин-он назывался-Универсам при Социализме и в настоящее время называется-Перекресток-это уже при капитализме. И вспоминаю обшарпанный Универсам и закрытые занавеской стекла, где загружали колбасу в тележки, чтобы довести до полок, но всегда не успевали-народ выхватывал колбасу на ходу. Сейчас -это идеальный магазин с вежливыми продавцами и кассирами и морем разных товаров. Хочешь дешевле-наклонись к своему ценовому сегменту. А если ты успешный в жизни ,то подними голову вверх к своему ценнику.

    Ответить
    • Андрей

      02.07.2020 | 12:09

      Забегаловка-забегаловкой. Стены покрасили — вот и все изменения. Ну так сравните магазы 80х с магазами 30х-40х…

      Ответить
  8. Панкрат

    15.06.2020 | 08:21

    Никто не был раздет и не голодал, и по помойкам не шарился. Тётка моей бабушки, 1889 года рождения получала пенсию 25 рублей как иждивенка, т к ни одного дня в своей жизни не работала на СССР. И дожила до 90 лет.

    Ответить
  9. Сергей

    15.06.2020 | 14:34

    Сейчас, действительно, «все наоборот». Если в 1980 году по данным ВОЗ обеспеченность советских граждан основными продуктами питания находилась на уровне 70-90% от медицински обоснованных норм, то в 2015 году по данным РАМН не более 20% российских семей могли себе позволить полноценное питание.

    Ответить
  10. Святой Лука

    16.06.2020 | 18:55

    Тут надо вспомнить, почему так происходила. Ведь СССР долго пришлось подыматься после разрухи которую принесла война. Надо было подымать экономику всей страны после а это 15 республик. Вот и получалось пока страна на полную мощность не вышла выпускали продукцию не сказать что мало, но на все республики ее не хватало. Ведь тогда все было завязано во едино. Это была мощная отдельная, самостоятельная независимая машина. А сейчас все республики почти отсоединились , промышленность уничтожена и мы не имеем свое производство, поглядите одно Китайским гавном завалена Россия. Только запад восхищается Путиным , потому что разоряя нас он кормит их.

    Ответить
  11. Владимир

    16.06.2020 | 20:05

    В СССР была плановая экономика. Перепроизводство товаров считалось недопустимым явлением. Безработных не было, поэтому все товары первой необходимости и продукты питания не залеживались на полках магазинов. Благосостояние Граждан СССР ежегодно росло за счет того , что цены на товары первой необходимости и продукты питания десятками лет оставались на одном уровне , а средняя заработная плата ежегодно росла. Вот поэтому , при покупке некоторых товаров приходилось постоять в очереди. Но это лучше чем сейчас , когда заработная плата годами не растет , а цены на все ежегодно растут. Сейчас в России благосостояние Граждан РФ ежегодно падает , особенно после сегодняшних действий Власти в связи с Короновирусом.Позор!

    Ответить
  12. Денис

    17.06.2020 | 11:17

    Небыло полноценной системы доставки и хранения говоришь? А почему при Союзе рыбы дальневосточной в магазине было полно свежей, а сейчас в основном замороженная? И специально для тебя расскажу, может ты просто не знаешь, система хранилищ овощей была при каждом заводе, именно система, а не арендованные подвалы «развитой системы» РФ.

    Ответить
  13. ОДНАКО

    19.06.2020 | 08:39

    Дефицит мог возникнуть по любому поводу.
    Например, в начале восьмидесятых годов прошлого века обычные электрические лампочки стали дефицитом.
    ПОЧЕМУ ?
    Лампочки — это не зерно, засуха не погубит и жучки не сожрут.
    А в «перестройку» почти все табачные заводы одновременно встали на ремонт.
    ПОЧЕМУ ?
    Свежие овощи и фрукты были в продаже только с середины лета и осенью, хотя в Африке и Азии они были круглый год, а мощные трубопроводы круглосуточно и кругодично гнали нефть и газ за рубеж, принося стране большое колличество СКВ.
    ПОЧЕМУ ?

    Ответить
    • Андрей

      02.07.2020 | 12:11

      Ну с овощами всё просто — хрен их довезёшь. Если не обрабатывать всякой дрянью для сохранности.

      Ответить
      • ОДНАКО

        09.08.2020 | 07:14

        Ну, на гнилом Западе и 100 лет назад было изобилие овощей — без всякой «обработки».

        Ответить
  14. Сергей

    22.06.2020 | 11:41

    Не учитывается одна вещь. Если сейчас продавать те же продукты по советским стандартам, то полки магазинов благополучно опустеют.

    Ответить
    • Николай

      29.06.2020 | 09:15

      Я помню, был такой стандарт в Красноярске в овощных магазинах, при продаже картофеля. Продавец включает транспортёр, по которому подаётся картофель с землёй, камнями, гнилью, прямо в сумку, а внизу стоит деревянный ящик, со всей этой грязью. И поэтому я иногда ходил и брал там картофель, но с сетчатой сумкой, после загрузки я встряхивал сумку, что бы земля высыпалась. Так, что про высокие стандарты, не надо лапшу вешать.

      Ответить
  15. Александр

    23.06.2020 | 07:55

    Ответ прост. В СССР выпускали «все», но в недостаточном количестве — отсюда дефицит и очереди. Сейчас работает рынок, он регулируется автоматически, есть спрос на товар — его привезут еще, нет — уменьшат поставки. А общего количества товаров в мире достаточно, опять же рынок — пока есть продажи — производитель увеличивает производство. Система хозяйствования СССР ущербна. Это доказано жизнью. Достаточно было только открыть границы, как все товары и продукты появились в достаточном количестве. И нечего ругать китайское — надо просто сделать свое лучше и дешевле и китайских товаров сразу не станет — не будут их покупать. Опять же рынок.

    Ответить
    • нина

      02.07.2020 | 07:39

      Продукты и товары появились конечно- НО! Исчезли деньги и работа! Вот поэтому у нас сейчас и «изобилие» дрянного товара и сомнительного качества продукта. Но что интересно! Блат-то и кумовство, семейственность остались! Как с этим быть?! В СССР это регулировалось а потому и умных, образованных, прекрасных специалистов было не просто много их было очень-очень много! Не парьте мозги молодому поколению но если вы сами молоды то поговорите на эту тему с людьми из СССР. Все жаловались нет продуктов , нет одежды, нет обуви, нет техники а заглянешь в холодильник а там чего только нет. Поглядеть в гардероб- и там всего полно и вполне по моде. Так-же и с техникой, кому надо было тот эту технику обязательно приобретал.

      Ответить
    • Андрей

      02.07.2020 | 12:13

      Ничего подобного. Кое-что с советского до сих пор со складов распродают. Не было товара? Ага — он на складе лежал. А сейчас под видом товара г..но привозят.

      Ответить
  16. любовь

    28.06.2020 | 15:48

    Всё правильно автор написал .Н люблю и не хочу СССР

    Ответить
  17. Пенсионер

    28.06.2020 | 22:47

    Открыли границы и продукты пошли валом. Какие продукты? Продукты с химией и пальмовым маслом. А здоровье людей? Власти об этом задумались? им закрыть надо пробоину, а на людей наплевать. В Союзе за такие продукты были бы за решеткой многие

    Ответить
  18. Евгений

    28.06.2020 | 23:36

    Автор незаметно ответил на вопрос «Как развалили СССР». Все было планово, но планировалось неправильно. Т.Е. плановый развал страны.

    Ответить
  19. Светлана

    29.06.2020 | 04:33

    В советские времена на руках у населения находилась очень много денег.Вот поэтому с полок магазинов все товары буквально сметались!А сейчас у населения этих денег нет,Поэтому и магазины полны товарами!

    Ответить
  20. Николай

    29.06.2020 | 09:22

    Коммунистическая идеология отвергала матерьяльную заинтересованность людей, считая её пережитком прошлого, пропагандировало аскетизм, считая народ быдлом.

    Ответить
  21. нина

    02.07.2020 | 07:32

    В плане сознательной политике отдельных людей, я с вами полностью согласна. А вот что касается что каждый хотел нажиться на перепродаже, специально созданным дефицитом, то это совсем не так. Не каждый а отдельные личности которых именовали фарцовщиками и главные фарцовщики были детьми высокопоставленных чиновников. За фарцу садили, давали сроки. Советские люди стеснялись торговать и хорошую модную вещь, не подошедшую по размеру, часто продавали дешевле чем купили. «челноками» -предпринимателями» стали, в первую очередь и главным образом, люди работавшие в СССР в торговле, я не говорю об наших южных людей из азиатских республик, там несколько другой был и уклад и менталитет. И говорить что плановое хозяйство это чушь, вряд-ли стоит т.к. всё и всегда планируется и на производстве, и в быту, дома. Без плана ни кто не живёт, даже капиталисты!))

    Ответить
  22. Владимир

    07.07.2020 | 09:14

    Когда в 80-е брат несколько месяцев ждал по записи мотоцикл, то это считается теперь дефицитом. Когда сейчас я так же ждал машину — это называется умная экономика ориентированная на потребителя :)

    Ответить
  23. Александр

    07.07.2020 | 11:52

    Автор — ты лучше статьи о манимейкинге пиши, как обещал. А про СССР не надо — читать смешно.

    Ответить
  24. Алексей

    08.07.2020 | 05:02

    В СССР было всё что нужно для нормальной и счастливой жизни ! Но человек так устроен что когда у него всё есть он недоволен и начинаются поиски того чего у большинства нет . Никогда за свою жизнь в СССР в очередях не стоял , мне всего с избытком хватало. А вот сейчас бывает самого необходимого не купить.

    Ответить
    • Нина

      08.07.2020 | 22:04

      Ну-ну … Вы, похоже, москвич. Да, я тоже считала всегда-«Эх,, хорошо в стране советской жить». А сейчас понимаю — ноги болят от «качественной» Кунгурской обуви, спина еле разгибается- приходилось таскать «дефицит» разного рода:-яблоки, зеленые бананы,.. из-за границы (ездила по комс. путевкам в соц . страны -только так!) возвращалась, как ишак. Медицина бесплатная -аспирин, сульфадимезин -от всего. Ну а про то, как было попасть к стоматологу- и писать не надо. Плюс от всего этого — мы жили экономно, К этому я привыкла , и сейчас живем с мужем так же, хотя можем себе позволить на 2 пенсии (у меня-учительская, у него -«инженерная») и большее. А чтобы поменьше потреблять «химии» стараюсь стряпать побольше сама, по возможности покупать продукты у одних и тех же частников.

      Ответить
      • Владимир

        10.08.2020 | 10:48

        Яблоки стоили — РУБЛЬ ВЕДРО! Мне 60 лет, ВСЕ отлично помню! Про медицину не скажу, не болел и не болею, но к зубному — проблем не было (не москвич, из Воронежа). Коль Вы учителем работали, то должны помнить, что ТОГДА ежегодно в школы заезжали стоматологи и 100% детей осматривали и лечили. БЕСПЛАТНО!!! На заводах (работал) были свои поликлиники со всеми специалистами — тоже все без проблем и БЕСПЛАТНО! И обувь была нормальная, пусть не такая красивая. НО ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ! И ДОСТУПНАЯ ЛЮБОМУ!!! А уж детская копейки стоила, да какая! А сейчас — тысячи!

        Ответить
  25. Александр

    29.07.2020 | 06:25

    Уберите импортные товары и что мы увидим?

    Ответить
  26. Юрий Михайлович Харитонов

    29.07.2020 | 20:48

    Манимейкинг, какая роскошь! Поэмы о биржевых мошенниках, делающих деньги из воздуха. Это волшебство.
    Советская власть, формально наилучшая в этом мире форма власти, пыталась отучить граждан СССР от жадности. Но не срослось и что теперь, мыкаемся потребителями и крутим колесо рынка, как главный его субъект. Покупаем кучу го..а и тащим на свалку. При Советской Власти я выносил мусор 1-2 раза в неделю, заворачивая его в двойной комплект газеты «ПРАВДА», ныне мусор выношу 2 раза в день. И весь кричит о защите природы…. Хорошая профессия — ни хрена не делать и кричать.

    Ответить
  27. Владимир

    10.08.2020 | 10:29

    Хватить врать! ОЧЕРЕДИ стали появляться практически С КОНЦА 70-х! НО! У ВСЕХ ВСЕ БЫЛО!!!! Да еще какого качества!!!!! Если теперешние продукты питания по составу сравнить с ТЕМИ, то в самом большом супермаркете И КИЛОГРАММА КОЛБАСЫ НЕ БУДЕТ!!!!! То же про остальное. Про продукты для «слуг народа» не говорим. ШМОТКИ. Вы видели в обычном магазине, для обычных людей шмотки, сравнимые по КАЧЕСТВУ с продаваемыми тогда? ШМОТКИ ТОГО КАЧЕСТВА можно найти сегодня ТОЛЬКО В ЭЛИТНЫХ салонах, куда мы с Вами, кто сейчас стучит по клаве, НЕ СУНЕМСЯ со своими доходами. Ну и горбатый боров с середины 80-х постарался! И не забываем, что ТОГДА доходы от экспорта шли на социалку и развитие производства (КТО ВСПОМНИТ РАЗГОВОРЫ 70-х ПРО КВАРТПЛАТУ?). ПРИ ТОЙ ЦЕНЕ на нефть, которая ДОЛГО держалась в начале пути Путина, СССР СТАЛ БЫ КОРЗИНОЙ ИЗОБИЛИЯ! А сейчас обоготилась кучка «успешных» барыг, и ВСЕ! Цена упала — И ПРИВЕТ НАШИ КАРМАНЫ! Если и помогает «государство», то только барыгам.

    Ответить
  28. Фазил

    12.08.2020 | 18:43

    «проблем с поставками нет, даже в условиях очередных санкций», а где низкий поклон Китаю? Вот, если Китай объявит санкции, как жить будем? Легкая промышленность в зад…це, электроника там же и т.д. А американские санкции стукнули по оборонке, а еще больше по миллерам, сечиным и дерьмопаскам, мне от этих воров ни тепло, ни холодно.

    Ответить
  29. Антон

    28.08.2020 | 16:37

    Да наверное потому что при СССР работали Все кто хотел и даже те кто не хотел, т.к была работа и возможность ЗАРАБОТАТЬ, и у людей были деньги

    Ответить
  30. юрий

    30.08.2020 | 22:14

    в нашем городе было 8 продуктовых магазинов которые работали с 8 до 18, щас больше 200 магазинов, ларёчков, конечно раньше или лучше

    Ответить
  31. andor

    09.09.2020 | 19:41

    автор, дешевый словоблуд или провокатор… :)
    ни хрена не знает об СССР и его экономике
    очереди возникали там где был недостаток товара по госцене…
    та же колбаса по 2.20 — ее себестоимость была выше розничной госцены
    но тут же рядом, в магазине КООП или на рынке, та же колбаса/мясо и т.д были свободно — бери не хочу, правда не по госцене, а по рыночной…
    нынешние магазины, оттого и завалены товаром, что по «барыжной» цене…
    изобилие прилавка — не гарантия изобилия потребления…
    ты сейчас выставь «колбасу» ниже в два раза — вот тебе и будут очереди в «развитой» экономике текущего капитализма…

    Ответить
  32. Ник

    12.09.2020 | 15:08

    Потому что деньги были. можно легко покупательскую способность оценить и будет она лучше тогда чем сейчас

    Ответить
  33. Оракул

    16.09.2020 | 11:19

    Что в дебрях наших воспоминаний-было хорошо и мы были молоды. Тогда была монополия ЦК КПСС -теперь воры-олигархи -монополисты. Перекрёстки,Магниты, Пятёрки забиты гомохимией. Бабусь с натуральной зеленью и фруктами отлавливают-гонят-стыдят. Боятся конкуренции и снижения цен. «Что делать?»-Чернышевский!

    Ответить
Добавить комментарий